Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах
Программа спроектирована в соответствии с ФГОС дошкольного образования и в соответствии с Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования, с учетом особенностей образовательной организации, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников.
Цель Программы определена в соответствии с п. 10.1 ФАОП ДО: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР), индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, способствует реализации прав обучающихся дошкольного возраста на получение доступного и качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Задачи Программы определены в соответствии с п. 10.2 ФАОП ДО: реализация содержания Программы;
-коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
-охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ (ТНР) в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
-создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ОВЗ (ТНР) как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми;
-объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
-формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ (ТНР), развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
-формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ОВЗ (ТНР);
-обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ (ТНР);
-обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного, и начального общего образования.
Цели и задачи реализации ООП ДО в части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Вариативная часть Программы предполагает углубленную работу в физическом, познавательном и социально – коммуникативном развитии обучающихся и предусматривает включение обучающихся в процесс ознакомления с региональными особенностями Краснодарского края, учитывает природно-географическое и культурно-историческое своеобразие региона.
Выбор данных направлений для части, формируемой участниками образовательного процесса, соответствует потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и социальному запросу родителей (законных представителей).
Работа по реализации вариативной части Программы строится на основе парциальных программ:
- Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (под ред. О.Л. Князева, М.Д. Маханева);
- Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под ред. Р.Б. Стеркиной., Н.Н Авдеевой, О.Л. Князевой),
- Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «STEM образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» (под общей редакцией Волосовец Т.В., В.А. Маркова, С.А. Аверин).
Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Задачи:
1. Приобщение к истории возникновения родного города; знакомство со знаменитыми земляками и людьми, прославившими Краснодарский край.
2. Формирование представлений о достопримечательностях родного города (района), его государственных символах.
3. Воспитание любви к родному дому, семье, уважения к родителям и их труду.
4. Формирование представлений о животном и растительном мире родного края.
5. Ознакомление с картой своего города, района.
Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под ред. Р.Б. Стеркиной., Н.Н Авдеевой, О.Л. Князевой).
Цель: воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
Задачи:
- Формирование ценностей здорового образа жизни.
- Формирование основ безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
- Формирование знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
Парциальная модульная программа «STEM – образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» авторы Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А.
Цель – развитие интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество.
Развитие интеллектуальных способностей происходит в различных видах деятельности дошкольников: игре, конструирование, образовательной деятельности. В данной программе акцент сделан на познавательно-исследовательскую деятельность.